КАППАДОКИЯ

КАППАДОКИЯ

На изображении:

Каппадокия

Каппадокия. Место подвига Иоанна Русского.

Каппадокия. Место подвига Иоанна Русского.

Каппадокия. Место подвига Иоанна Русского.

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

Каппадокия

КАППАДОКИЯ

Распространение христианства

Благодаря проповеди апостолов христианство удивительно быстро закрепилось в этих местах.

О распространении новой религии во 2-й половине II века на территории региона имеются упоминания у Тертуллиана. В сочинении «Против иудеев» он говорит: «Да в кого же, как не во Христа, уверовали все народы?… парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии, Армении, Фригии, Каппадокии, Понта и Асии, Памфилии, Египта и частей Африки». В 235 году во время гонений Максимина в Каппадокии два года скрывался Ориген. Таким образом, александрийская богословская школа через Оригена, а прежде — через Пантена влияла на Каппадокию наряду с Палестиной, вызывая и укрепляя и там научные стремления.

Список святых Каппадокии

В III веке Каппадокия становится одним из основных центров христианства. В IV веке здесь возникает то, что потом оказывало влияние на всю историю Анатолии, вплоть до Нового времени: монашество и аскетизм. Скалистый рельеф и навык сооружения пещерных домов привел к сооружению большого количества пещерных комплексов, куда удалялось огромное количество отшельников. Об активной духовной жизни региона свидетельствует огромный список канонизированных святых, либо родившихся в Каппадокии, либо прибывших туда для монашеской жизни. Основная масса из них относится к III—V и X—XI векам.

 

В список включены святые, не только родившиеся на территории Каппадокии, но и подвизавшиеся или же принявшие кончину

Великие каппадокийцы и их близкие

Василий Великий (ок. 330379). Его канонизированные братья и сестры:

Карташев, характеризуя ситуацию со сложением христианской «интеллигенции» в этом регионе, пишет: «Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви — Каппадокийцев».

ПРОЧИЕ СВЯТЫЕ:

Период III—VIII веков

Каппадокийцы-просветители

Каппадокийские монахи активно участвовали в распространении христианства и крещении земель и народов, как на севере, так и на юге. К примеру, с данной территорией связаны имена равноапостольной Нино Каппадокийской (ум. 335), крестившей Грузию, и Григория Просветителя (ок. 252326), армянина по происхождению, получившего богословское образование в Каппадокии, и крестившего Армению.

Из северных соседей следует упомянуть готов, которые также были крещены каппадокийцами. «В 264 г. восточные готы снарядили морскую экспедицию в Трапезунд. Достигнув побережья, они прошли с грабежом и разбоем Каппадокию, Галатию, Вифинию и благополучно вернулись назад со множеством пленных — христиан. Этот последний поход имел очень важные последствия для самих готов. В числе пленных был и каппадокийский христианин Евтих, имя которого сохранил епископ кесарийский Василий. Он приписывает Евтиху заслугу распространения среди готов первых семян христианства» (Epist. 104). Но гораздо более значимым оказался другой каппадокиец, Вульфила, который дал готам алфавит и перевел на староготский язык Библию.

Сторонники арианства

Активная умственная жизнь, которая происходила в монастырях Каппадокии, дала Византийской империи большое количество арианцев — решительных противников Никейской ортодоксии, которые с неуемной энергией участвовали в религиозной борьбе:

Великие каппадокийцы

Отцами церкви, увековечившими имя Каппадокии для христианского учения оказались три её уроженца: Василий Великий (епископ Кесарии Каппадокийской), Григорий Нисский (епископ Ниссы, младший брат Василия) и Григорий Богослов (епископ Сасимский), жившие в IV веке. Василий первый занял епископскую кафедру в Кападокии и, нуждаясь для борьбы с арианством в верных ему хорепископах, пригласил на епископские кафедры своего брата и близкого друга. Они пошли путём т. н. «каппадокийского синтеза», интерпретируя ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения.

  • Великие каппадокийцы разработали учение о единосущной Троице, в которой Отец, Сын и Святой Дух признаны разночинными и единосущными, тождественными во всем, кроме своих ипостасей — свободных «личностей внутри Божественного единства», которое остается общепринятом в основных христианских конфессиях и ныне. Они внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.
  • Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.
  • Стоит отметить третье значимое для культуры понятие, введенное Великими Каппадокийцами — праздник Рождества. Впервые он становится известным в Каппадокии при Василии Великом, которому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370-е гг., а друг его Григорий Богослов перенёс его в Константинополь (откуда он распространился уже в качестве столичного нововведения).
  • «Василианский» общежитийный монастырский устав, введенный Василием — до сих пор общепринят в православии. (Подробнее см. ниже).

Церковная организация

Каппадокия являлась епархией во главе с митрополитом, позже получившим титул экзарха — это был митрополит Кесарии Каппадокийской. Архиепископ Кесарийский был предстоятелем диоцеза Понтийского, включавшего в себя 8, позднее 10 провинций (Галатию, Вифинию, Каппадокию, Понт и другие). Среди Кесарийских архиепископов известность получил Андрей (VI—VII века), написавший толкование на книгу Апокалипис, пользующиеся популярностью по настоящее время.

Из церковных событий следует отметить следующее:

Монашеская жизнь

Главным фактором, характеризующим христианство в Каппадокии, являлось огромное количество пещерных монастырей и просто уединённых келий в горных массивах, где обитало колоссальное количество отшельников. Край оказался невероятно удобным для такого способа подвижничества.

Василий Великий принял участие и в формировании каппадокийского монашества. Посетив монастыри в Египте и Палестине, а также исследовав местные поселения, он способствовал созданию нового устава. Старый путь, когда требовались суровые испытания и полная изоляция от людей, показался ему неправильным.

Он установил новые правила монастырской жизни. Этот общежительный монашеский устав («Пространно изложенные правила для монахов»), принятый в православном иночестве до сегодняшнего дня, на Западе, с его разнообразием монастырских уставов, так называется по его имени: «василианские монастыри». Для предотвращения чрезмерного аскетизма монахам теперь предписывалось создать небольшие общины, и жить совместно, подчиняясь указаниям высших иерархов. Вместо полностью устранившихся от жизни монахов приоритет теперь был за теми, кто помогал бедным и больным, общался с паствой.

Василий считал, что новые правила помогут монахам избавиться от лености, нарушающей внутреннюю уравновешенность. Впервые данный устав был утвержден в основанном Василии монастыре Василия Великого неподалеку от Кайзери в его имении на реке Ирис. Благодаря этому пещерные монастыри Каппадокии отличаются от аналогичных поселений Афона и Метеор — именно интегрированностью в жизнь местного населения и активным участием в его жизни. После Василия Великого общежительные монастыри, ранее известные лишь по деятельности Пахомия Великого, получили своё распространение на Востоке.

В последующие годы ландшафт, непроходимый для войсковых объединений, и давняя привычка к созданию пещерных домов привели к тому, что в регион стали стекаться огромное количество христиан со всей Малой Азии, обживших туфовые склоны. Сообщают, что в конце первого тысячелетия в Гёреме жило до тридцати тысяч христиан. По некоторым данным, на площади всего в несколько сот квадратных километров, насчитывается 3 тыс. скальных церквей и келий.

Неудивительно, что подобное монашеское житие воспринималось как эталон — например, самыми выдающимися архимандритами Палестинского монашества стали каппадокийцы — Феодосий Великий (Киновиарх), основатель палестинского общежительного монашества, и Савва Освященный, автор Иерусалимского устава.[12]

Пещерные поселения Каппадокии

Период иконоборчества

Эпоха иконоборчества, ознаменовавшаяся значительными репрессиями, вызвала большой приток в Каппадокию эмигрантов из Константинополя и центральных областей Византии — сторонников иконопочитания, скрывавшихся от притеснений. Область стала одним из главных мест, где они могли успешно скрываться.

В частности, пещерные обители и скиты стали прибежищем большого количества греческих мастеров-иконописцев, которые, помимо всего прочего, расписывали стены свои скитов. «Таким образом, греческое искусство и иконопись VIII—IX столетий приходится искать вне Византии, в Малой Азии или же в Южной и Средней Италии». Эти отдалённые монастыри стали удобным прибежищем.

«Эпоха иконоборчества в Византии, как и последовавшее затем восстановление иконопочитания, ещё больше способствовала развитию монашества в Каппадокии. Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов, из них около 150 с фресковой росписью».

Дальнейший период

В постиконоборческий период начался второй подъем христианской культуры Каппадокии. В регионе было построено множество новых церквей, некоторые из которых украшены фресковыми циклами, сохранившимися до сего дня. XI столетие стал «золотым веком».

В последующие века, в связи с ослабением силы Византии и потерей данных территорий, которые переходят под руку мусульман, активная умственная жизнь каппадокийских святых отцов постепенно сходит на нет, тем не менее, не затухая окончательно.

 Материалы взяты из Википедии 

Список статей
КАППАДОКИЯ
Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни.
Загадка Туринской Плащаницы
Кирилло-Белозерский монастырь
Паломничество по святым местам Крыма
Памятка о церковном благочестии и монастырском этикете
Саровский монастырь (краткая историческая справка)
Страницы:   12 >

Описание раздела
В этом разделе Вы найдёте описания некоторых святынь, правила поведения в храме, что такое паломничество, что необходимо с собой брать и многое другое.

Cсылки

Статистика
просмотров текущей статьи
Всего:0000065
За месяц:0000065
За неделю:0000018
За день:0000007