Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

На изображении:

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Священное предание Православной Церкви гласит, что Божия Матерь имеет на земле особые уделы - места её преимущественного благодатного попечения.Таких уделов, или жребиев, Пресвятой Богородицы извенстно четыре: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Около 1760 г. в Киево-Флоровском монастыре богатая помещица, вдова Агафия Семёновна Мельгунова, приняла монашество под именем Александры. Однажды после молитвенных подвигов она удостоилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё: " Изыди отсюда и иди в землю, которую Я укажу тебе. Там Я осную такую обитель великою Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трёх жребиев моих на земле: с Иверии, Афона и Киева ".После долгих странствий матушка Александра дошла до села Дивеево, что в 6 верстах от Сарова. Именно здесь Божия Матерь возвестила о Своей воле:" Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете: это четвёртый удел Мой во Вселенной. И, как звёзды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву Матерь Света и Сына Моего Иисуса Христа, величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного! " В 1767-1775 гг. на месте старой сельской Никольской деревянной церкви, где произошло чудо, мать Александра воздвигла каменный храм в честь Казанской Божией Матери с приделами святителя Николая и святого архидиякона Стефана. На земле, пожертвованной помещицей Ждановой, матушка построила келии и поселилась в них с четырьмя послушницами, управляя общиной под руководством саровских старцев Исайи и Пахомия. Праведная матушка Александра, которую отличали особое милосердие и чрезвычайное смирение, с особым уважением обращалась к ещё юному отцу Серафиму, провидя в нём исполнителя начатого ею Божиего дела. В 1789 г. матушка Александра скончалась. Община, увеличившаяся постепенно до 40 сестёр, продолжала жить по уставу саровскому. Монахини кормились от рукоделия по заказам Саровской пустыни. С 1825 г. деятельное участие в жизни Дивеевской общины принял старец Серафим. Он уведел, что среди сестёр всё большее преобладание получала строгая уставность в ущерб милосердию и любви, а потому и благодатных указаний свыше не было. Отец Серафим посоветовал новой начальнице общины Ксении Михайловне Кочеуловой отказаться от непосильного для большинства сестёр устава, но старица не согласилась. Тогда и явилась преподобному Божия Матерь:" Ксению с сёстрами оставь, а заповедь рабы Моей Александры не только не оставляй, но и потщись выполнить её... Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивеево, и на нём устрой обетованную Мою обитель... Возьми из общины Ксении 8 сестёр..." Богоматерь назвала имена сестёр, указав, что новая община должна состоять лишь из девиц, причём новый устав для них был дан самой их Верховной Игуменьей - Царицей Небесной. В записях Н.А.Мотовилова говорится, что Божия матерь указала отцу Серафиму место на "востоке, на задах села Дивеево, против алтаря церкви Казанского явления Своего... И указала, как обнести это место канавкой и валом..., приказала ему сначала из саровского леса срубить... ветряную мельницу и келии первые, а потом соорудить в честь Рождества Её и Сына Её Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив оную к паперти церкви Казанского явления Своего..." В течение года отец Серафим сам заготавливал лес для нового строительства. В конце 1826 г. была заложена мельница-"питательница", а летом 1827 г. она заработала. При мельнице были построены келии для сестёр образовавшейся Мельничной общины, часть из них старец поставил своими руками. В 1828 г. была заложена церковь Рождества Христова с западной стороны Казанской церкви. Через год стараниями и на средства Михаила Васильевича Мантурова, близкого друга своего исцелителя отца Серафим, церковь была построена и освящена. по указанию старца и по выданной им мерке под ней была устроена ещё одна церковь, освященная в 1830 г. в честь Рождества Богородицы. Этой подземной церкви отец Серафим предрекал стать "усыпальницей мощей": "Четыре столба - четверо мощей... Четверо мощей у нас тут почивать будут!" Преподобный предсказывал, что три монахини Дивеева станут сятыми и "открыто в мощах почивать будут". Это Агафья Семёновна Мельгунова - мать Александра, Мария Семёновна Мелюкова и Елена Васильевна Мантурова. М.С.Мелюкова, "дивная отроковица", умершая в 19 лет и постриженная отцом Серафимом перед кончиной в схиму с именем Марфа была свидетельницей явления преподобному Божией Матери с указанием о дивеевских сёстрах. Батюшка называл её своей невестой в Царствии Небесном, также начальницей Небесного Дивеева. Е.В.Мантурова, сестра "Мишеньки", рясофорная монахиня и начальница Мельничной общины, по исключительной своей преданности воле Божией, взяла на себя небывалый подвиг вольной смерти по послушанию вместо смертельно больного брата... В 1829 г. наследница генерала Баташова госпожа Постникова пожертвовала по просьбе отца Серафима под Мельничною общину 3 десятины земли. Весной старец велел вспахать эту землю 3 раза и обрыть её канавкой в 3 аршина глубины, а вынутую землю бросал внутрь в сторону общины, чтобы образовался вал. "Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока.Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусали! Как антихрист придёт, везде пройдёт, а канвки этой не перескочит!" - говорил преподобный. Отец Серафим предсказываал строительство большого холодного собора Пресвятой Троицы, превращение Казанской церкви из приходской в монастырскую, появление "к концу века дивного собора" и даже набросал план будущего монастыря с многочисленными постройками, что в то время при бедности обители казалось мечтой. Преподобный предрекал:"Ещё не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за канавкою, в обители матушки Александры... у ней могут жить в обители и вдовы, и жены,и девицы, а киновия будет только в канавке... в обители моей будут одне лишь девицы". Предчувствуя свою кончину, старец Серафим не раз с болью говорил дивеевским сёстрам:"После меня отца уже не будет вам, останетесь вы совершенными сиротами... Самой Матери Божией Царице Небесной вручаю вас. Она Сама всё управит!", указывая при этом на свою келеёную икону Божией матери "Умиление". После кончины преподобного Серафима управление общиной принял на себя саровский послушник Иван Тихонов(Толстошеев), "чуждопосетитель", как называл его старец. Истьинные друзья обители М.В.Мантуров и приходской священник отец Василий Садовский были оттеснены Тихоновым, который добился в 1842 г. насильственного соединения Казанской и Мельничной общин. Наступили для дивеевских сестёр времена, которые им предрекал отец Серафим:"До антихриста не доживёте, но времена антихриста переживёте." При Тихонове все здания, построенные по указанию Преподобного, сломали или перенесли. Новые здания строились задним фасадом к святой канавке. Обе Рождественские церкви были запечатаны, нарушился наказ святого старца, дабы вечно, неугасимо горели свеча и лампада перед храмовыми иконами. На месте Мельничной общины Тихонов затеял возведение деревянного храма, истратив на него средства, предназначавшиеся для строительства собора по завету преподобного. Эта церковь была освящена в честь Тихвинской Божией Матери в 1847 г. Чтобы уничтожить со временем память о Мельничной обители отца Серафима и основать свой собственный "Ивановский" монастырь, духовно ослеплённый Иван Тихонов хотел построить собор, изменив его посвящение, не на специально купленной отцом Серафимом земле, а в 3 верстах от обители и перенести туда весь монастырь. Однако преосвященный Иаков в 1848 г. освятил закладку собора на предуказанном преподобным месте.(Возможно, был использован проект архитектора К.А. Тона) Но строительство собора было надолго заброшено по вине Тихонова. В тоже время пензенская дворянка Д.М. Каменская построила деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня в 1855 г.,как предрекал преподобный.По благословению преосвященного Иеремии келия отца Серафима в дальней пустыньке была обращена в алтарь церкви, вокруг неё устроили витрины для вещей старца. В 1861 г. Серафимо-Дивеевская община была преобразована в монастырь. Однако смута и духовные настроения не прекращались. Только благодаря старицам-блаженным, находившимся под благодатью, а не под законом, среди которых выделялась Пелагея Ивановна Серебренникова, "второй Серафим обители", да при помощи Царицы Небесной и преподобного Серафима община выдержала смуту. В 1841 г. Серафимовские сестры окончательно отказались перед лицом духовных властей от возглавления их обители Тихоновым, к тому времени уже отцом Иосафом. Вмешательством митрополита Филарета и Святейшего Синода было достигнуто умиротворение в монастыре, а наставницей была назначена Елизавета Алексеевна Ушакова, в монашестве мать Мария,которая в течение "смутного времени" отстояла заветы отца Серафима и, став игуменьей в 1862 г., более 40 лет возглавляла Дивеевский монастырь. В 1864 г. было возобновлено строительство собора, а в 1875 г. он был освящён в честь Пресвятой Троицы, как и хотел Преподобный Серафим. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестёр обители под руководством монахини Серафимы. Правый придел в честь иконы Божией Матери "Умиление" освятили в 1880 г., а левый был оставлен неосвященным до 1903 г. в ожидании прославления Преподобного Серафима. На хорах усердием А.Д. Нарышкина был устроен придел Владимирско-Оранской Божией Матери, освященный в 1884 г.:с левой стороны хоров был воздвигнут придел во имя Обретения главы Иоанна Предтечи. Осенью 1904 г. игуменья Мария скончалась, оставив после себя себя монастырь, насчитывавший около 1000 сестёр, в котором было "изобилие во всём". Место игуменьи заняла монахиня Александра. На средства, пожертвованные Ф.В. Должинцевым, в 1905 г. был заложен против канавки огромный тёплый собор. В 1915-1916 гг. он был построен по проекту архитектора А.А. Румянцева и расписан сёстрами обители под руководством художника Парилова. Однако устройство отопления задержало окончание строительства. Собор, который предполагалось освятить в честь иконы Божией Матери "Умиление " в феврале 1917 г.,так и не был освящён. Серафимо-Дивеевский монастырь представлял собой в начале XX в. богатейший архитектурный комплекс, в котором кроме перечисленных построек имелись колокольня, многочисленные корпуса келий, трапезная, богадельня для сесиёр с домовой церковью, больница, училище на 10 девочек, вне ограды - дома священнослужителей, 2 госиницы, мастерские: живописная, литографская, портновская, ризная, свечная, мантийная, свиточная, стеколная, красильно- малярная. При монастыре были мельница, 2 житницы, молотильня, водокачка, сад, огороды, конный двор и кузница. Над всеми эими посройками доминировали 2 грандиозных собора, каждый из коорых представлял собой интереснейший образец храмовой архитектуры XIX-XX вв. Однако при изобилии "будет и конец всему", как предсказывал преподобный Серафим. В ноябре 1917 г. были конфискованы монастырские хутора. Как "нетрудовой элемент", монахини подлежали выселению, тогда они организовали в монастыре артель. В 1927 г. артель была закрыта, богослужение запрещено. Сёстры расселились в округе, тайно собираясь на службы. В 1937 г. по суду "тройки" монахини были сосланы в лагер в Среднюю Азию, кто на 3 года, кто на 10 лет... Но и там сёстры берегли своё монашество. В лагере монастыр просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заканчивались, и монахини постепенно снова собирались вокруг обители. Умирали старые сёстры - их место занимали новые. Молитвенная дивеевская жизнь все эти годы не прекращалась. И вот 31 марта 1990 г., на праздник Похвалы Богородице, при огромном стечении паломников архиепископом Нижегородским и Арзамасским Николаем был вновь освящён Троицкий собор в Дивееве. Во иереи был рукоположен священнослужитель из рода Мантуровых, потомок М.В. Мантурова. Только одна последняя сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого дня - схимонахиня Маргарита. Всё возвращается на круги своя: так же, как во времена первоначальницы матушки Александры, собираются в Дивееве сёстры для совместной подвижнической жизни. Православные всей России верят, что недалёк тот час, когда не только духовно, но и во всей полноте возродится Серафимо-Дивеевский монастырь, четвёртый удел Божией Матери на земле. Источник: Путеводитель по святым местам. 1991 г.
Список статей
КАППАДОКИЯ
Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни.
Загадка Туринской Плащаницы
Кирилло-Белозерский монастырь
Паломничество по святым местам Крыма
Памятка о церковном благочестии и монастырском этикете
Саровский монастырь (краткая историческая справка)
Страницы:   12 >

Описание раздела
В этом разделе Вы найдёте описания некоторых святынь, правила поведения в храме, что такое паломничество, что необходимо с собой брать и многое другое.

Cсылки

Статистика
просмотров текущей статьи
Всего:0004476
За месяц:0000039
За неделю:0000015
За день:0000003