Святые источники Дивеевской обители

Святые источники Дивеевской обители

На изображении:

Святые источники Дивеевской обители

Известность о дивеевских источниках давно и далеко вышла за пределы родной земли. Они, эти источники, одна из жемчужин Дивеевской обители, Русского Православия. Вода источников имеет чудодейственную силу, в них Благодать Божия.

Достаточно побывать на том или ином источнике, попить из него водицы, окунуться, как человек сразу же почувствует физическое и психологическое облегчение. Вода источников снимает боль у страждущих, вселяет уверенность в избавлении от болезни.

Вода дивеевских источников у запасливых хозяек хранится годами и остается столь же свежей, чудодейственной, как будто она только что взята из ключа-родника. Те же хозяйки-мирянки используют воду источников при засолке, квашении огородных припасов. И не зря: припасенные впрок, таким образом, соления и квашения не подвержены порче, воздействию микробов, грибков, порождающих гниение, заплесневение.

Над источниками не раз и не два в течение столетий наблюдались таинственные богоявления. Их историческое прошлое несет в себе немало преданий, легенд, которые основаны на действительности, их суть среди местных жителей передается из поколения в поколение. Что таит в себе прошлое дивеевских источников, откуда некоторые из них взяли свои названия?

КАЗАНСКИЙ ИСТОЧНИК

Казанский источник находится на крутом берегу местной речушки Вичкинзы, к северу от Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь, на месте источника – окраина села Дивеева, несколько жилых и хозяйственных строений, в том числе в настоящее время и монастырских, хуторского типа. В документах и среди местных жителей здешний небольшой жилой массив села носит название – поселок Северный.

Благотворное воздействие воды на здоровье человека известно было окрестным жителям издавна. Кроме того, в крутых берегах холма, у подножия которого расположен источник, находились и находятся значительные залежи известняка, который пригоден для возведения различных построек и дорожного строительства.

Около 1765 года в Дивееве по промыслу Божьему поселяется богатая владимирская помещица, вдова полковника Агафья Семеновна Мельгунова, в схиме матушка Александра. Поселилась она во дворе священника местной Никольской деревянной церкви о. Василия Дертева, где для жительства построила себе небольшую келью.

Понятно, что Агафья Семеновна незамедлительно была поставлена о. Василием и местными жителями в известность о чудодейственности воды дивеевских источников. Она часто посещала их. Молилась возле них.

Ориентировочно в 1767 году Агафья Семеновна на свои средства начинает строить в селе вместо пришедшей в ветхость деревянной приходской Никольской церкви каменную в честь явленной иконы Казанской Божией Матери и ее наставления обосноваться, сотворить подвиг именно в Дивееве.

Явленная же икона Казанской Божией Матери высоко чтится в Православии. Она была извлечена из земли в городе Казани в 1579 году после трехкратного видения Богородицы во сне одной малолетней девочке с указанием своего места нахождения. Празднование извлечения иконы православная церковь отмечает 21 июля по новому стилю.

В 1611 году икона Казанской Божией Матери находилась в ополчении Минина и Пожарского. Благодаря ее покровительству 22-26 октября (по старому стилю) 1612 года из Москвы были изгнаны польские интервенты. В честь этого события 4 ноября (по новому стилю) был установлен осенний праздник иконы Казанской Божией Матери.

По народному преданию известковый камень для строительства приходской Казанской церкви брался у источника, что ныне находится при поселке Северном. Отсюда пошло и название источника – Казанский.

Приходская каменная церковь в Дивееве была выстроена трёхпрестольной: главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери, левый престол - в честь первомученика Архидиакона Стефана, правый - в честь Святителя и Чудотворца Николая. Окончательно строительство церкви было завершено в 1779 году. Деревянная же Никольская церковь была перевезена в Большое Череватово.

Осенью 1788 года Агафья Семёновна Мельгунова основала при Казанской церкви женскую общину, в которой и стала первоначальницей. Эта община и положила начало Серафимо-Дивеевскому монастырю. Перед кончиной (13.06 по старому стилю)1789года Агафья Семёновна приняла схиму с именем Александра, и похоронена она у алтаря Казанской церкви.

Приходская каменная церковь в Дивееве действовала до середины 30-х годов 20-го века. Потом она была закрыта, разрушена. Ныне она ждёт восстановления, реставрации. На посёлке же Северном действует деревянная Казанская церковь, освященная 22 апреля (по новому стилю) 1989 года.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка (пос. Хитрый)

Наибольшей известностью среди Дивеевских ис­точников в наше время пользуется источник на бе­регу реки Сатис около деревни Цыгановка у хутора Хитрый. Но строго говоря, это не Дивеевский, а Са­ровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафи­ма, Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подоб­ным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

О происхождении этого источника местные жите­ли рассказывают так: “Саровская пустынь была ого­рожена колючей проволокой, там находился военный объект, который стро­го охранялся. Свободного прохода по территории, естественно, не было. Од­нажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего в том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Военные спросили его: ”Дедушка, что ты здесь делаешь? “ Но старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушёл. На том месте из трёх точек забила вода. Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. Позже в этом районе охрана неоднократно видела Преподобного с посохом и в белом балахончике.

В начале 60-х годов об источнике стало известно, и многие начали потихоньку ездить к нему за водой и купаться. Близкое соседство саровской запретной зоны делало эти посещения особенно опасными, но это не могло остановить поток людей, который со временем только увеличивался. Это беспокоило военное начальство, и в начале 80-х годов власти отдали распоряжение засыпать источник. Но Батюшка Серафим сам встал на защиту своего источника. Он явился одному из экскаваторщиков и предостерег его от выполнения такого бездушного и богопротивного приказания. Напоследок старец сказал ему: “А всё-таки ты не засыплешь!" Все вышло по слову Преподобного. Ковш экскаватора беспомощно скользил по земле, словно по твердому камню. Сколько не мучился машинист, так и не смог зачерпнуть ни ковша. А вскоре подоспел приказ об отмене предыдущего распоряжения. Таким чудесным образом Батюшка Серафим сохранил свой источник до времени восстановления Дивеевского монастыря, в ведении которого находится теперь этот родник. Площадку вокруг и берег забетонировали, установили крест с Троицкого Дивеевского собора. Затем в 1994 году отвели русло реки, устроив искусственное озеро из святой ключевой воды. Напротив источника возвели деревянную часовню, которую Святейший Патриарх Алексий II освятил 30 июля 1994 года накануне летнего праздника Преподобного Серафима. И при строительстве часовни Святой старец не оставлял своего источника. Когда один из рабочих надорвал себе спину и уже хотел оставить работу, явился Батюшка и велел не бросать это дело и исцелил его больную спину прикосновением руки. До сего дня не прекращаются работы по благоустройству прилегающей к роднику территории. Уже провели шоссейную дорогу, неподалеку выстроили удобные деревянные купальни. Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру парода и привлекают еще большее число страждущих.

КРЕМЁНКОВСКИЙ ИСТОЧНИК-ЯВЛЕННЫЙ

Источник находится примерно в километре от большого русского села Кремёнок. Известностью пользуется с давних времён. Над родником стоит крест. Зеркало его воды – серебристо- прозрачное. Называется он - Явленный. О названии среди местных жителей ходит, хранится немало преданий. Одно из них берёт своё начало с далёкого 16-го столетия.

Во времена разинского восстания в Кремёнках сконцентрировалось несколько мятежных отрядов разинцев. Сюда же из Арзамаса прибыл большой отряд регулярных царских войск, чтобы разбить повстанцев.

Рассказывается, что накануне этого сражения (было 9 октября 1670 года) в предзакатную пору водное зеркало подернула красная плёнка заката, а в ней ясно проявился лик Божией Матери. Она плакала. Тот, кто находился в это время у родника, предрёк, что Заступница оплакивала восставших. Так оно и произошло: битва закончилась с большими жертвами, повстанцы были разбиты. Отсюда и пошло название источника - Явленный.

Летом 1903 года Саровский мужской монастырь в связи с канонизацией мощей преподобного Серафима посетил со своей свитой российский царь Николай Второй. В те времена дорога в Саров проходила через Кремёнки. Жители села встретили его необычно торжественно. На источнике ему были преподнесены хлеб-соль и в деревянном ковше вода. Кремёнковцам царь подарил образ преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе.

В начальный период Советской власти мощи преподобного Серафима решено было из Сарова вывезти. Для этого намечалось три маршрута, чтобы сбить с толку верующих, избежать нежелательных эксцессов. Один из маршрутов намечался через Кремёнки.

В определённый день и час из Сарова по всем трём направлениям выехали конные тройки. Определить, на которой из них вывозятся святые останки, было невозможно. Но когда одна из троек выехала по направлению к Кремёнкам и поравнялась с Явленным источником, на сельской колокольне местной церкви сам собой зазвонил колокол. Это был знак Божий, что на тройке перевозятся мощи преподобного.И ещё одно из преданий. В летнюю пору к вечеру возвращались местные крестьянки с сенокоса. С граблями, уставшие. Поравнялись с источником: испить бы холодной водицы, да некогда. И разом повернули головы на склон с родником. А там возле ракит над водным зеркалом увидели старичка в монашеском одеянии. Стоит он и взмахом руки подзывает женщин.

Повернулись женщины с граблями к роднику, подошли ближе к нему и видят, что старичок-то-монах не на пригорке стоит, а как бы парит над водой источника. Упали женщины на колени, преподобный-то (это был он) подошёл к ним и молвил:
-Знаете ли вы, православные, дивеевскую Канавку?
-Знаем, - молвили женщины.
-Так вот: по ней совершает свой ход Владычица. А прежде чем пройти по Канавке, она водой этого источника умывает своё пресветлое лицо.

Как во сне всё это виделось женщинам. Потом по ложбинке родниковой пошла прохлада, коснулась женских лиц, освежила их, и сняла с них тяжкую сенокосную усталость.

Такие вот в Кремёнках бытуют предания, связанные с Явленным источником.

ИСТОЧНИК МАТУШКИ АЛЕКСАНДРЫ

Святой источник матушки Александры расположен в пойме речки Вичкинзы, у основания её восточного крутого берега. Возле него в наши дни находится плотина, которая соединяет село Дивеево с деревней Вертьяновом (ныне ул. Заречная) проездом и переходом. В направлении деревни Вертьяново источник расположен по левую сторону возле её начала. По правую сторону плотина образует большой искусственный водоём.

Среди местного населения передаётся из поколения в поколение такая подробность: матушка Александра любила возле источника находить в молитве отдохновение по совершении тайных трудовых подвигов. Здесь на неё снисходила Божья благодать, восстанавливая силы подвижницы.

К источнику, как к другим святым природным ключам, систематически совершаются крестные ходы, молебствия. Он, как и другие источники, благоустроен, на нём поддерживается определённый порядок.

Рассказывается, что лет около трёхсот назад этот источник находился в другом месте, чуть выше по течению речки: напротив каменного (ныне бездействующего) Казанского храма. Однажды на Дивеево обрушилась страшная стихия - необыкновенный ливень. Со всех менее или более высоких мест в рельефные понижения хлынули водяные потоки. Такой же поток излился и в том месте, где находился источник.

С окончанием ливня источник исчез, его завалило смытой с крутого берега речки Вичкинзы землёй. Подземные же воды вышли на поверхность метров на триста ниже по течению речки, как раз там, где ныне и находится источник матушки Александры.

В порядке подтверждения правдоподобности рассказа можно привести такие местные наблюдения. С окончанием строительства плотины, первой же весной в половодье водоём стал заполняться всё выше и выше. Когда вода дошла до какой-то определённой отметки, она устремилась по подземному ходу в источник матушки Александры. Ключевая вода в нём потеряла обычную прозрачность, стала мутной.Так продолжалось несколько дней, до той поры, как горизонт воды в водоёме по отношению к подземному ходу понизился. Наблюдаемое явление повторялось несколько весенних половодий кряду. А говорит это о том, что в крутом берегу Вичкинзы остался тот подземный ход, по которому в своё время изменили своё направление подземные воды с выходом на месте нынешнего источника матушки Александры.

Источник: diveevo.boom.ru
Список статей
Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни.
Загадка Туринской Плащаницы
Кирилло-Белозерский монастырь
Паломничество по святым местам Крыма
Памятка о церковном благочестии и монастырском этикете
Саровский монастырь (краткая историческая справка)
Святые источники Дивеевской обители
Страницы:   12 >

Описание раздела
В этом разделе Вы найдёте описания некоторых святынь, правила поведения в храме, что такое паломничество, что необходимо с собой брать и многое другое.

Cсылки

Статистика
просмотров текущей статьи
Всего:0005198
За месяц:0000156
За неделю:0000033
За день:0000004