Саровский монастырь (краткая историческая справка)

Саровский монастырь (краткая историческая справка)

На изображении:

Саровский монастырь (краткая историческая справка)

Вся история Свято-Троицкого Серафимо - Дивеевского монастыря, подвижничество, духовные и физические тру­ды сестер обители тесно увязаны с деятельностью ши­роко известного в России Саровского мужского монасты­ря. Две соседствующих друг с другом святых обители со­ставляют как бы единое целое в составе Русского Право­славия, пополняющего его служение высоким, неруши­мым христианским началам. Первым и самым важным письменным источником о начальном этапе деятельности Саровской пустыни и пос­ледующей ее истории является сочинение иеромонаха Иоанна, удостоенного впоследствии саровской братией доверия быть первоначальником обители. Сочинение было написано между 1710-1712 годами. Первоисточник-сочинение свидетельствует, что датой начала деятельности Саровского монастыря яв­ляется день освящения первого храма - 16/29 июня 1706 года. До этого же здесь на лесном холме у слияния речек Сатиса и Саровы жительства не было. А среди окрестной мордвы и русских крес­тьян это место именовалось Старым Городищем. Местные исследователи раннего времени ут­верждают, что возникновение Городища связано с прихо­дом в этот дикий лесной край и на лесной холм монголо-татар, которые появились здесь в 1298 году. Они и избра­ли холм местом своей стоянки. Далее исследователи указывают, что и название реч­ки Саровы пришло из татарского наречия, что означает заболоченная река. Оно так и было: берега речки Саро­вы у холма в те далекие времена и много позднее пред­ставляли собой болотистую низменность, Исследователи коснулись и происхождения названия - пустынь, Саровская пустынь. Утверждается, что воины Дмитрия Донского под предводительством князя Бориса Константиновича Городецкого наголову разбили здесь в 1377 году татаро-монголов, стерли с лица земли их горо­док с названием Сараклыч, превратив его в пустынное место. Отсюда, по мнению исследователей, среди окрес­тных жителей и закрепилось название места, на котором потом встала Саровская обитель - Старое Городище. Необитаемым Старое Городище оставалось очень долго. Время от времени сюда заходили только промысловики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. Он пришел сюда в 1664 году из одного из монастырей под городом Пензой и прожил вместе с другими монахами, что приходили к нему, около пяти лет. Затем вернулся в Пензу. Перед тем, как Феодосию пришлось покинуть Старое Городи­ще, здесь поселился еще один отшельник - монах Герасим. Он пришел на лесной холм у слияния речек Сатиса и Саровы из Спасо - Преображенского монастыря, что находился возле Красной Слободы (Краснослободск, Мордовия). Около десяти лет Герасим жил в одиночестве. Потом по пришествии сюда других пустынножителей, возглавил здесь небольшую общину. Основатель монастыря О.Иоанн пришел на Старое Городище в 1б91 году вместе с монахом из Санаксара (Мордовия) Филаретом. Монах Иоанн в миру носил имя Иван Федорович Попов. В Арзамасском Веденском монастыре принял постриг с именем Исакий, а в схиме получил наречение Иоанн. Пустынножители облюбовали лесной холм для будущей обители, что О.Иоанн и свершил в 1706 году. 20 ноября (3 декабря) 1778 года в Саровскую обитель вступил уроженец г. Курска, выходец из купечес­кой семьи Прохор Исидорович Мошнин. 13(26) августа 1786 года подвижник обители принимает монашеский постриг с именем Серафим, а 27 октября (9 ноября) того же года он посвящается в сан диакона. 2 (15) сентября о. Серафим был рукоположен в иеромонахи. Здесь, в Саровской Пустыни, о. Серафим и творил свой великий духовный, молитвенный и трудовой подвиг. Жил в глухом лесу отшельником, накладывал на себя обет молчания, перенес нападение разбойников. В одинокой подвижнической жизни преподобный провел более 20 лет. Из них 15 лет (1794-1810гг.) он провел в своей дальней пустынке. В 1825 году О.Серафим окончательно выходит из затвора и целиком возлагает на себя обязанности по устройству Дивеевской общины. С основательницей дивеевского женского общежительства Агафьей Семе­новной Мельгуновой - в схиме матерью Александ­рой преподобный встретился перед ее кончиной петом 1789 года. Встречался с ней и ранее. Всегда помогал дивеевским сестрам своими молитвами, советами, трудами. Теперь же, по выходе из затвора, он в дела общины вникнул более полно и вел их до своей кончины, преумножая славу Саровского монастыря и величие Дивеевской обители. Известность Сарова своими подвигами множили и настоятели лесной обители Дорофей (второй ее стро­итель, 1731-1747ГГ), Ефрем (1758-1777гг), Пахомий (1777-1794гг), Исайя (1794-1809гг) и другие. В Саров­ском монастыре подвизались схимонах-мопьчальник Марк, иеромонах Маркеллин, игумен Назарий и другие подвижники, вписавшие яркие страницы в духовную историю пустыни. В период гонений на православие после революции 1917 года за веру приняли страдания Маркеллин (мно­го лет стоял гробным у мощей преподобного Серафи­ма), иеромонах Исакий. иноки монастыря Василий, Федор и другие. Саровский монастырь славился известностью и мно­гими духовными материальными ценностями правосла­вия, Среди них: церковь Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее источника, Успенский собор, Колоколь­ня, церкви Зосимы и Савватия, Иоанна Предтечи, Всех Святых, Серафима Саровского, пещеры, Особо почитались в обители места, связанные с под­вигом о. Серафима - Ближняя пустынка и источник, ча­совня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, ча­совня и купальня на источнике Серафима. Широкой из­вестностью пользовались Саровские источники. Их было семь. Ценности монастыря были порушены при Совет­ской власти. В настоящее время кое-что восстанав­ливается, что служит признаком возрождения Свя­того места. Хотя и не в прежних масштабах. В натоящее время Храм полностью восстановлен. Источник: diveevo.boom.ru
Список статей
Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни.
Загадка Туринской Плащаницы
Кирилло-Белозерский монастырь
Паломничество по святым местам Крыма
Памятка о церковном благочестии и монастырском этикете
Саровский монастырь (краткая историческая справка)
Святые источники Дивеевской обители
Страницы:   12 >

Описание раздела
В этом разделе Вы найдёте описания некоторых святынь, правила поведения в храме, что такое паломничество, что необходимо с собой брать и многое другое.

Cсылки

Статистика
просмотров текущей статьи
Всего:0004895
За месяц:0000132
За неделю:0000033
За день:0000005