Афон (Греция)
Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая Гора Афон. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба.
Посещение Афона - мечта многих верующих людей. Полуостров Афон — монашеская республика, которая хранит в себе богатое культурное наследие, это известный Удел Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, Сама Пресвятая Богородица побывала здесь и проповедовала христианство на этой невероятно красивой земле. Афон — уникальное и неповторимое место. Все, кто побывали здесь, возвращаются домой совершенно другими людьми. Согласно Афонскому уставу находиться женщинам на территории Афона не разрешается. На Святой Горе Афон находится множество чудотворных икон и мощей святых угодников. На Афоне находится 20 православных монастырей. Приглашаем всех Вас в паломничество на Афон и для желающих - восхождение на саму вершину Святой Горы Афон.
Отправляясь в паломничество с нами, у Вас есть уникальная возможность не только совершить паломническую поездку на Святую Гору Афон, но и приобщиться к жизни монахов пожив по монашескому уставу в монастырях, скитах и келиях, приложиться к чудотворным иконам и мощам святых угодников, а так же посетить храмы и монастыри Болгарии и Греции.
Гора Афон, Гора Святая,
Не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод.
Эти стихи, написанные в прошлом веке архиепископом Черниговским Филаретом, стали своеобразным гимном афонскому монашеству. Они невольно приходят на память, когда красавец-корабль с гордым названием "Достойно есть" отходит от пристани Свято-Пантелеимонова монастыря и, зайдя в соседние Ксеноф и Дохиар, берет курс на материк.
Природа Афона действительно поражает своими первобытными красотами. Подобно клину, врезался Афонский полуостров в Эгейское море, которое с трех сторон омывает его своими светлыми водами. Узкая полоска суши (80 км в длину и 10-20 в ширину) с севера изрыта оврагами и ущельями, покрытыми зеленым ковром каштанового леса и разнообразной растительности; а в южной оконечности полуострова на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря вздымается неприступная вершина Афона, вся в облаках и туманах. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное.
Каждого, кто впервые попадает сюда, к восточным берегам Македонии (Греция), не покидает мысль, что он оказался в зеленом райском саду, которого почти не коснулась рука человека, что здесь, действительно, престол неба.
Тишину этого священного места нарушает только щебет ласточек да веселое пение соловья; иногда лишь зимой ветер просвистит в горных ущельях или шелестом листьев потревожит царящее здесь безмолвие.
Еще в дохристианские времена Афон вызывал восхищение античных поэтов и философов, окружавших его божественным ореолом. Римский поэт Никандр называл его "исполином, немного ниже звезд, стоящим среди безмерного моря". Но лишь с началом эры христианства раскрылось во всей полноте священное предназначение Афона, когда Божественный Промысл обратил языческую Аполлониаду (так Афон именовался в древности) в Святую Гору.
Бережно хранимое Церковью предание повествует, что, когда по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Святаго Духа, с ними была и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Видя это, Пресвятая Дева сказала апостолам: "Хочу и Я принять участие в трудах евангельской проповеди; а потому желаю вместе с вами бросить жребий, чтобы и Мне иметь для апостольских трудов страну, какую Бог укажет". Апостолы с великим благоговением исполнили желание Божией Матери, причем пал жребий на Иверскую страну (Грузию). Приняв благодать Святаго Духа в огненных языках, Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг является ей Ангел и говорит: "Не отлучайся из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Относительно же страны, доставшейся Тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии; Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда Тебя Сам Бог приведет". Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме в ожидании исполнения ангельского проречения.
В это время (по рассеянии апостолов по вселенной) на острове Кипр был епископом праведный Лазарь четверодневный. Он весьма желал видеть Пречистую Матерь Господню, но, по случаю гонения иудеев на христиан, боялся приехать в Иерусалим. А потому он, по предварительному соглашению с Божией Матерью, прислал за Ней свой корабль, на котором Она и отправилась в плавание, взяв с собою святого апостола Иоанна Богослова и еще некоторых апостольских мужей. Когда же корабль отплыл далеко от берегов Азии, поднялся сильный ветер, которым и прибило путешественников к Афонской горе.
В это время жители Афона вдруг услышали в идольском капище громкие вопли: "Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь великого Бога Иисуса!" Народ быстро побежал на морской берег к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Божиею Матерью. Все приняли Ее с великою честью, свели на берег и, обступив Ее всем своим собранием, начали расспрашивать, как Она родила Бога и как этот Бог называется. Пречистая же Матерь Господня благовестила подробно все евангельское учение. При этом Она совершила многие чудеса, и народ принял Святое Крещение. Афонцам был поставлен учителем один из апостольских мужей, прибывших на корабле, которому, вручая новокрещенных, Божия Матерь сказала: "Сие место да будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего". Потом, благословив народ, добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду заступницею места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом". Вторично благословив народ и войдя со святым апостолом Иоанном Богословом и с прочими своими спутниками в корабль, Матерь Божия отбыла на остров Кипр для посещения праведного Лазаря.
Гонения на христиан в первые века не обошли стороной Афонскую гору. Находившиеся на ней храмы несколько раз разрушались до основания. Но жители Афона и во времена гонений, и в последующую эпоху догматических споров и разделений хранили в сердцах обетование Божией Матери и твердо исповедовали православную веру.
По прошествии восьми веков Матерь Божия снова удостоила Святой Афон Своим посещением. Первый афонский пустынножитель, преподобный Петр, еще до своего вселения на Святую Гору, в тонком сне увидел однажды в неизреченном свете Пречистую Деву и предстоящего Ей святителя Николая, который благоговейно и со страхом вопрошал Божию Матерь: "Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?" Божия Матерь на это сказала: "В Афонской горе будет покой его: ибо она есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, — там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы Жизнь Вечную. Весьма бо люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои там будут иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря до моря, и имя их прославлю во всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться".
Приведенный на Афонскую гору Самой Пречистой Девой, преподобный Петр Афонский — безмолвник, первый в длинном ряду пустынников и созерцателей Афона, глава целого племени "исихастов", прожил здесь, в пещере, 53 года. Все это время Матерь Божия не оставляла его Своею помощью, избавляла от многообразных диавольских козней. Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня. В самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у "ревнующих" подражать святому не хватает сил, и они гибнут.
Незадолго до прибытия святого Петра, по особому Промыслу Божию, Афон совершенно обезлюдел — жители оставили его, города и селения опустели, и император Константин Погонат отдал полуостров в вечное владение православным монахам. Почти две тысячи лет не знает эта земля никого, кроме монахов! Со времени первых иноческих поселений и до наших дней на Афон строго запрещен вход женщинам, даже животным женского пола. Сама Матерь Божия следит за исполнением этого древнего запрета. Не раз являлась Она царственным женам, запрещая им ступать на священную землю Афона. Ослушниц же воли Божией Матери ожидала суровая кара.
В 869 г. царь Василий Македонянин, по примеру предыдущих благочестивых царей, оградил права монахов на владение Афоном своей царской грамотой. В благодарность Пречистой за Ее неусыпное попечение о Своем земном жребии иноки воздвигли в Карейском скиту церковь в Ее честь. Ежегодно в храмовый праздник Успения Божией Матери собирались они в эту церковь, чтобы вместе славословить Пречистую и решать общие дела.
С X века начинается новый период в истории Афона. В 963 г. преподобный Афанасий Афонский начинает строительство первого на Афоне общежительного монастыря. Свою Лавру он называет в честь Богоматери и Ее попечению вверяет основанную им обитель. Пречистая не посрамила упования преподобного Афанасия и, укрепив его веру, когда он уже готов был в трудную минуту оставить строительство, явила Себя божественною Домостроительницей (Экономиссой) Афонской Лавры. Уже после смерти святого Афанасия Богоматерь явилась ее настоятелю и повелела, чтобы отныне храмовый праздник обители отмечался не на Благовещение, а в день памяти преподобного Афанасия. "Ибо Меня, — рекла Пречистая, — прославляют во всех обителях святогорских. Так и Я хочу прославить избранного угодника Моего Афанасия".
Два века, последовавшие за основанием Лавры преподобного Афанасия, были временем наивысшего расцвета святогорского монашества. Усердием благочестивых византийских царей на Афоне во множестве восстанавливаются древние и строятся новые обители. Самые известные из них — Иверская, Ватопед, Хилендар — посвящены Божией Матери. Афон приобретает полную независимость в гражданских и церковных делах. Само имя Афона с благоговением произносится императорами и патриархами. Царь Алексий Комнин (XI в.) так отзывается об афонских иноках: "Как Константинополь, этот царь городов, превыше всех их, так царственнейшая и божественная гора (Афонская) превосходнее всех гор во вселенной. А вы (иноки афонские) — наш свет и наша соль. И не только цари христианские, но и самые народы, окрест нас обитающие, и они с нами умиляются и радуются вашему житию сверхчеловеческому".
В это время окончательно складываются три вида афонского монашества, существующие и поныне: монастырское, скитское и келлиотское (отшельническое). Более 50 тысяч иноков подвизались в 180 больших и малых обителях (келлиях). Сюда, под Покров Пресвятой Девы, собирались иноки со всех стран Востока и Запада.
Подобные духовные расцветы Афон переживал не однажды за свою многовековую историю. Чему уподобить их, как не пышному цветению прекрасного сада, где каждый цветок, каждое дерево по-своему красивы и совершенны, и в свое время приносят обильные плоды. Иначе и быть не может, ведь Садовница и Назирательница этого сада день и ночь неусыпно печется о Своем земном уделе. "Сад Панагии (Всесвятой)" — таким поэтичным названием именуется Афон у греков.
О высоте тогдашнего афонского монашества свидетельствовали не только императоры. Сама Игумения Святой Горы в явлении святому игумену Лавры Николаю повторила ему обетования, данные преподобному Петру Афонскому, и прибавила, что «отныне и впредь Святая Гора (Агион Орос) да наречется от всех и новым именем — Святая Польза (Агион Арос), ибо все, кто оставляет мир и приходит, чтобы потрудиться в Моем Жребии, получают великую пользу для спасения души".
Еще не раз после этого наивысшего расцвета были в многовековой истории Афона времена духовного подъема и суровых испытаний. Но даже в самую тяжелую минуту иноки афонские не унывали; смиренно принимали все, что посылал Промысл Божий, и только усердно молили Пречистую Владычицу не оставить Своего Покрова над Святой Горою. Никогда еще Матерь Божия не презирала этих слезных молений. Сколько раз избавляла Она Свой земной жребий от варварских нападений; упреждала о нашествии латинян; укрепляла веру монахов во времена оскудения земных благ, чудесным образом наполняя сосуды вином и елеем. В Лавре Она благоволила быть Экономиссой, в Хилендаре Игуменьей, а в Иверской обители - Вратарницей. Каждое из этих чудес связано с какой-либо иконой Небесной Владычицы, которые зримо свидетельствуют о любви Богоматери к афонским инокам. И, хотя не все чудотворные иконы имеют особые дни празднования (по греческому обычаю все местночтимые иконы Богоматери чествуются в праздник Успения), — они, без сомнения, составляют главный предмет почитания не только афонских монахов, но и каждого благочестивого паломника, приходящего на поклонение афонским святыням.
Игумен Петр (Пиголь)
ИСТОРИЯ
О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий. Афон - слово до греческого происхождения, согласно теогоническому мифу - имя одного из фракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако, промахнулся, и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествует о том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил его под высокой скалой. И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сына Посейдона.
История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В 5 веке до н.э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.
Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через Афон. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки миль. На исходе Троянской войны (за 1000 лет до Рождества Христова) на месте теперешних больших монастырей язычники основали свои города с народовластием и эллинским многобожием: Олофиксос, где ныне Есфигмен, Дион — где Ватопед, Фиссос — где Пантократор, Клеон — где Иверон, Акроафос у вершины Афона, Харадарий у Дафни, Сколос у Зографской пристани.
Гористые склоны полуострова, погруженные в светлые воды Эгейского моря, величественны и живописны. С незапамятных времен главный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался мудрецами древности символом вечности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с храмом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на поклонение другим языческим идолам стекалось множество народа. Но Промыслом Божиим Афону предназначалась особая роль в истории спасения человечества.
Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. В первом веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, промыслительное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица. Судно, на котором она отправилась со святым апостолом Иоанном Богословом и их спутниками на остров Кипр, бурею было отнесено к Афону. Увидев эти места, Пресвятая Дева произнесла пророческие слова: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!..».
Около середины I века христианской эры в Аполлонии Афонской (близ городка Иериссо, стоящего на границе Афона с материком) проповедовал на пути из Амфиополя в Солунь св. апостол Павел (Деян. 17:1). В первые три века, во времена жестоких гонений на христианство, Афон с его густыми лесами, глубокими ущельями и неприступными утесами давал приют спасавшимся от преследований христианам. Тогда же появились и первые отшельники. Равноапостольный Константин Великий (306—337), подобно тому, что сделал в Святой Земле, и Афон украсил христианскими храмами. По преданию, их было три — около поселений, на месте которых теперь Карея, Ватопедский и Иверский монастыри. При этих храмах возникли и первые обители.
Ненадолго задержанное в развитии при Юлиане Отступнике христианство вполне утвердилось уже при Феодосии Великом (379—395), уничтожившем на Афоне последние следы язычества. Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору и восстановленный отцом Ватопедский монастырь, когда прибыла на Афон (382) и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной впоследствии «Предвозвестительницей», голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению "аватону", запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. В V веке блгв. царица Пульхерия создала две обители — на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама. Древние афонские монастыри состояли под священноначалием Солунских митрополитов. Стеснительное положение и обеднение Афона вследствие нашествия в V—VI веках варваров — гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией, промыслительно повело к выселению со Святой Горы мирских жителей и водворению на ней одних монахов, после чего Афон и сделался «вертоградом Царицы Небесной». Император Константин IV (668—685) после тяжелых войн с хазарами и персами был вынужден заключить с арабами, принявшими магометанство, соглашение о длительном мире ценой отказа от Сирии, Палестины и Египта, в которых были сосредоточены древнейшие центры христианского подвижничества. На VI Вселенском Соборе, в 680 году, было принято церковное постановление (правило 18) отдать в распоряжение гонимых магометанами монахов разрушенные арабами обители Афона. Царские хрисовулы утверждали за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащее достояние (указ Константина IV, 676 г.), ограждали их спокойствие от посягательств царских служилых и простых людей (указ Василия Македонянина, 872 г.). После этих судьбоносных для православия решений, несмотря на троекратное опустошение Афона варварами (в 670, 830 и 866 гг.), монашеское население его во времена императора Василия Порфирородного (976—1025) достигло 50 000 человек.
В ХI веке, согласно золотой булле Константина IX Мономаха, Афону дается юридический термин - Святая Гора.
В 1205 году Афон подвергается захвату еретиками-крестоносцами, которые, затем, немилосердно опустошают и грабят его на протяжении целого столетия, вывезя с Афона за это время 600 подвод христианских реликвий, которые в последствии осели в хранилищах Ватикана и замках предприимчивых рыцарей. Монахи, не желающие подчинится влиянию латинян, подвергаются гонениям. Так в башне болгарского монастыря Зограф в 1276 году латинянами были сожжены 26 монахов.
С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены. Еще до завоевания Константинополя турками (1453) афонцы добровольно подчинились им, видя неизбежность падения Греческого царства и свою беззащитность. Прежде независимый и владетельный Афон вместе с прочим православным населением падшего государства сделался данником султанов. Поначалу монастыри были обложены подушной пошлиной и десятинными податями; при Селиме II (1566—1574) они были лишены своих доходных владений вне Святой Горы. Для сбора пошлин и полицейского надзора в 1595 году в Карее водворился особый чиновник от оттоманского правительства. Малые монастыри полностью потеряли свою независимость и под именем келлий стали принадлежать большим, которые стали очень быстро беднеть. От окончательного расстройства их хранила только милостыня христиан-благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии и особенно России.
Несмотря на пятисотлетнее мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей православия. Святогорские монастыри, особенно в XVIII веке, превратились в духовные центры, в истинные очаги культуры, давшие порабощенным балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов. В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре св. Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа. Плодовитым духовным писателем-богословом явился преподобный Никодим Святогорец (1749-1809), известный русскому читателю как автор «Невидимой брани».
В 1821 году, во время греческого национально-освободительного восстания, афонские насельники брали в руки оружие и много помогали повстанцам материально. Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть сокровищ — икон и документов — монахам удалось надежно укрыть. После образования независимого греческого государства (1830) Святая Гора еще находилась под властью турок, но афонские обители получили более свободный статус. Монастыри стали постепенно восстанавливаться, пополняться новыми иноками. Избавленные от прежних изнурительных поборов, получая все большие пожертвования, особенно из России, насельники Афона на глазах преображали Святую Гору. В 1864 году Константинопольский Патриарх Софроний III восстановил старинные права монастырей в их границах, в том числе права на скиты и келлии. Возрождался русский Свято-Пантелеимонов монастырь за счет щедрых пожертвований из России, с которой было налажено прямое пароходное сообщение. Число русских иноков на Афоне год от года росло. В самом начале XX века на Святой Горе подвизались около 7500 монахов, из них 3200 греков, 3600 русских, более 300 болгар, остальные — преимущественно сербы, румыны и грузины.
Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 года: Святая Гора объявлялась независимым государством, находящимся под покровительством России. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к Греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции. Во время гитлеровской оккупации монастыри Афона сохранили свою автономию и материально не пострадали. Большой ущерб был причинен позже, в ходе Гражданской войны в Греции (1946— 1949), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова.
По афонскому Уставу, который входит в Конституцию Греции, иноки, проживающие в монастырях Святой Горы, должны иметь греческое гражданство.
Вы имеете возможность просмотреть кроме всего: поездки
|
|
|
|
Города, в которые мы ездим:
Александров (Россия)
Алёховщина
Анталия (Турция)
Аргостоли (Греция)
Балаклава
Болонья (Италия)
Введенка
Вена (Австрия)
Верона (Италия)
Городище
Грац (Австрия)
Димитров (Россия)
Зугдиди (Грузия)
Июсуфель (Турция)
Канони (Греция)
Ланчано (Италия)
Ликсури (Греция)
Лорето (Италия)
Миры Ликийские (Турция)
Переславль-Залесский (Росия)
поездки
Рыльск (Россия)
Сумы
Фиолент мыс
Форос
Эссекс графство (Великобритания)
поездки
Эфес (Турция)
|
|
Выбрав интересующий Вас город, Вы можете узнать, в маршрут какой поездки он входит, посмотреть фотографии и почитать описание |
|
просмотров текущего города |
Всего: | 0025482 |
|
За месяц: | 0000138 |
За неделю: | 0000034 |
За день: | 0000004 |
|
|
|
|