Город Лелич (Сербия): краткое описание

Город Лелич (Сербия): краткое описание

Лелич (Сербия)

Владыка Николай (Велимирович) - это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи. Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай - самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора.

Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры. Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма». В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей. На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете...

С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление Сербии. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, «отуречивают» сербские православные храмы, превращая их в мечети. Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим песням, исполняемым под гусли. О том, сколь ненавидели «безбожные агаряне» запечатленное на страницах книг слово Божие, о том, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться уже к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковнославянском языке в русской редакции...

Николай Велимирович, родившийся в 1881 году, через пять столетий после Косовской битвы, словно был призван показать миру, что христианская литературная традиция в Сербии чудесным образом жива, воскресла, причем воскресла полнокровно и плодотворно: литературное наследие Владыки Николая, богослова с мировым именем, насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. Появление затем на сербском небосклоне иной богословской звезды - архимандрита Иустина Поповича - лишь подтвердило столь знаменательное обновление традиции.

Никола Велимирович был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; он привил любовь к письму и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келий) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, после окончания которой отцу посоветовали направить Николу на дальнейшее обучение, и он послал сына в гимназию в город Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в белградскую Богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание, как на одаренного ученика. Вскоре Никола уже хорошо знал произведения великого сербского духовного писателя Владыки Петра Негоша, был знаком с творчеством Достоевского, Пушкина, Шекспира, Данте и других европейских классиков, а также с философией Дальнего Востока.

По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете.

Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората - «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».

Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат - «Философия Беркли» - он защищает уже во Франции на французском языке.

Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай.

В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

Возвратившись из России, отец Николай публикует свои литературные труды, первыми в ряду которых были: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»... Начинается первая мировая война, и Сербское Правительство посылает отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и юго-славянскую идею.

Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру... В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.

Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предвидя опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, Владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего Владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.

Далеко не в каждом сербском и македонском селении была в то время церковь, что являлось последствием многовекового турецкого владычества. Из некоторых высокогорных сел крестьяне редко выкраивали время, чтобы добрести до ближайшего храма, зачастую находившегося за много верст от них. В таких селах Владыка Николай ставил крепких в вере народных старейшин, постоянно объединявших крестьян для совместных походов в церковь, а в промежутках между такими походами собиравших их в хатах на своеобразные христианские вечера, где читалось Священное Писание, пелись божественные песни. Множество таких песен, положенных на родниково-чистые народные мелодии, сочинил сам Владыка Николай. В бесхитростных текстах их - чуть ли не вся православная догматика.

Православное народное движение, распространившееся усердием Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.

В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы Владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.

Началась вторая мировая война, когда Сербия - уже в который раз! - разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно полагал в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь - Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича...»

Так Владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии - единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря Владыка Николай вышел с готовой книгой - «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил на них столь страшное бедствие.

Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.

Последние дни Владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.

Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей Владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.

Лишь в 1991 году освободившаяся от диктатуры коммунизма Сербия вернула себе свою святыню - мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей Владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.
Вы имеете возможность просмотреть кроме всего: поездки
Список городов
Города, в которые мы ездим:

Авиньон (Франция) поездки
Аджара (Грузия) поездки
Алаверди (Грузия) поездки
Алапаевск (Россия) поездки
Александров (Россия)
Александровка поездки
Александруполис (Греция) поездки
Алёховщина поездки
Алушта поездки
Амьен (Франция) фото, описание, поездки
Ананьев поездки
Андло (Франция) фото, описание
Андрос остров (Греция) поездки
Анталия (Турция)
Аргостоли (Греция)
Арль (Франция) поездки
Аскания Нова поездки
Афины (Греция) поездки
Афон (Греция) поездки
Ахалцихе (Грузия) поездки
Ахен (Германия) фото, описание, поездки
Б.-Днестровский фото, поездки
Байталы поездки
Балаклава
Балта поездки
Банчены поездки
Баржоми (Грузия) поездки
Бари (Италия) описание, поездки
Батуми (Грузия) поездки
Бахчисарай поездки
Бейт Джала (Израиль) поездки
Белгород (Россия) поездки
Белград (Сербия) описание, поездки
Белка поездки
Белосток (Польша) поездки
Берислав поездки
Берлин (Германия) поездки
Берн (Швейцария) поездки
Боголюбово (Россия) поездки
Болонья (Италия) поездки
Борисовка поездки
Бояны поездки
Брюгге (Бельгия) поездки
Брюссель (Бельгия) поездки
Будапешт (Венгрия) поездки
Будва (Черногория) описание, поездки
Бухарест (Румыния)
В.Новгород (Россия) поездки
Валаам (Россия) поездки
Валдай (Россия) поездки
Варницы (Россия) поездки
Василика (Греция) описание, поездки
Введенка
Велико Тырново (Болгария) поездки
Великорецкое (Россия) поездки
Венеция (Италия) описание, поездки
Верона (Италия) поездки
Верхотурье (Россия) поездки
Вильнюс (Прибалтика) поездки
Виндзор (Великобритания) поездки
Вифания (Израиль) поездки
Вифлеем (Израиль) поездки
Владимир (Россия) поездки
Владимир-Волынский поездки
Войничево поездки
Вологда (Россия) поездки
Воронеж (Россия) поездки
Воронец (Румыния) поездки
Выпасное поездки
Вырица (Россия) поездки
Выша (Россия) поездки
Вятка (Россия) поездки
Генуя (Италия) поездки
Герцог-Нови (Черногория) описание, поездки
Гефсимания (Израиль) поездки
Глинская пустынь поездки
Годеново (Россия) поездки
Городище
Городок поездки
Грабарка (Польша) поездки
Греми (Грузия) поездки
Греция поездки
Даневка поездки
Даниловград (Черногория) описание, поездки
Дармштадт (Германия) поездки
Дашев поездки
Дивеево (Россия) фото, описание, поездки
Дивногорье (Россия) поездки
Димитров (Россия)
Доможирово (Россия) поездки
Донецк поездки
Драгово поездки
Драгомирна (Румыния) поездки
Дрезден (Германия) поездки
Екабпилс (Прибалтика) поездки
Екатеринбург (Россия) поездки
Елгава (Прибалтика) поездки
Женева (Швейцария) поездки
Житомир поездки
Жича (Сербия) описание, поездки
Задонск (Россия) поездки
Звенигород (Россия) поездки
Зимнее
Золотоноша поездки
Зугдиди (Грузия)
Игуменица (Греция) поездки
Иерихон (Израиль) поездки
Иерусалим (Израиль) описание, поездки
Иза-Карпутлаш поездки
Измаил поездки
Изюм поездки
Инкерман поездки
Интерпоселок (Россия) поездки
Иордания
Иосафатова долина описание, поездки
Истра (Россия) поездки
Калараш (Молдова) поездки
Калиновка описание, поездки
Каменец-Подольский поездки
Кана Галилейская (Израиль) поездки
Канны (Франция) поездки
Капернаум (Израиль) поездки
Каппадокия (Турция) поездки
Кахети (Грузия) поездки
Кашин (Россия) описание, поездки
Кварели (Грузия) поездки
Кемь (Россия) поездки
Керчь поездки
Кёльн (Германия) фото, описание, поездки
Кизилташ поездки
Кипр поездки
Кириллов (Россия) описание, поездки
Киров (Россия) поездки
Кишинёв (Молдова) поездки
Клыково (Россия)
Коблево поездки
Козельщина
Коломенское поездки
Корец поездки
Корфу остров (Греция) поездки
Костомарово (Россия) поездки
Кострома (Россия) поездки
Котор (Черногория) описание, поездки
Краков (Польша) поездки
Кременец поездки
Куопио (Финляндия) поездки
Курск (Россия) поездки
Кутаиси (Грузия)
Кэприяна (Молдова) поездки
Лаки (Болгария) поездки
Ланчано (Италия) поездки
Лебедин поездки
Лелич (Сербия) описание, поездки
Лемешевка описание, поездки
Лептокарья (Греция) поездки
Ливадия поездки
Лидда (Израиль) поездки
Ликсури (Греция)
Линтуле (Финляндия) поездки
Лозанна (Швейцария) поездки
Лондон (Великобритания) поездки
Лорето (Италия)
Люксембург поездки
Магдала (Израиль) поездки
Мариуполь поездки
Марсель (Франция) поездки
Мгар поездки
Межиричи поездки
Мелитополь поездки
Мельник (Болгария) поездки
Месхети (Грузия) поездки
Метеоры (Греция) поездки
Милан (Италия) описание, поездки
Мильцы поездки
Минеральные воды (Россия) поездки
Минск (Беларусь) поездки
Миры Ликийские (Турция)
Могилев (Беларусь)
Молдовица (Румыния) поездки
Морача (Черногория) описание, поездки
Москва (Россия) поездки
Мукачево поездки
Муром (Россия) поездки
Мцхета (Грузия) поездки
Мюнхен (Германия) описание, поездки
Назарет (Израиль) поездки
Нанково поездки
Нежин поездки
Несебр (Болгария) поездки
Никольское
Никшич (Черногория) описание, поездки
Ницца (Франция) поездки
Новый Валаам (Финляндия) поездки
Нямец (Румыния) поездки
Оксфорд (Великобритания) поездки
Оптина пустынь (Россия) поездки
Ортона (Италия) описание, поездки
Осташков (Россия) поездки
Острог (Черногория) описание, поездки
Оять (Россия) поездки
Падуя (Италия) описание, поездки
Париж (Франция) фото, описание, поездки
Пасицелы поездки
Патмос остров (Греция) поездки
Патры (Греция) поездки
Переславль-Залесский (Росия) поездки
Печоры (Россия) поездки
Подгорица (Черногория) описание, поездки
Полоцк (Беларусь) поездки
Полтава поездки
Прага (Чехия) описание, поездки
Прилуки поездки
Псков (Россия) поездки
Путивль поездки
Путна (Румыния) поездки
Пушкино (Россия) поездки
Пьетра-Лигуре (Франция) поездки
Пюхтица (Прибалтика) поездки
Пярну (Эстония) поездки
Реймс (Франция) фото, описание
Рига (Прибалтика) поездки
Рило (Болгария) поездки
Рим (Италия) описание, поездки
Рисан (Черногория) описание, поездки
Ростов Великий (Россия) поездки
Ростов-на-Дону (Россия) поездки
Роща (Россия) поездки
Рыльск (Россия)
Салоники (Греция) поездки
Самария (Израиль) поездки
Сан Ремо (Италия) поездки
Санаксары (Россия) поездки
Санкт-Петербург (Россия) поездки
Свалява поездки
Свирь (Россия) поездки
Святогорск фото, поездки
Севастополь поездки
Семёновское (Россия) поездки
Сен-Женевьев-де-Буа (Франция) фото, описание
Сенлис (Франция) фото, описание
Сент Баум (Франция) поездки
Сергиев Посад (Россия) описание, поездки
Серпухов (Россия) поездки
Симферополь поездки
Синай гора (Египет) поездки
Сион гора (Израиль) поездки
Сирос остров (Греция) поездки
Соловки (Россия) поездки
Сопочаны (Сербия) описание, поездки
София (Болгария) поездки
Стамбул (Турция) поездки
Старая Слобода (Россия) поездки
Старый Крым поездки
Степанцминда (Грузия) поездки
Страсбург (Франция) поездки
Студеница (Сербия) описание, поездки
Суздаль (Россия) поездки
Сумы
Суроти (Греция) поездки
Сучава (Румыния) поездки
Табха (Израиль) поездки
Таллин (Прибалтика) поездки
Тарту (Прибалтика) поездки
Тбилиси (Грузия) поездки
Темников (Россия) поездки
Тиверия (Израиль) поездки
Тинос остров(Греция) поездки
Тихвин (Россия) поездки
Топловка поездки
Трир (Германия) фото, описание, поездки
Турин (Италия) поездки
Углич (Россия) поездки
Угля поездки
Уранополис (Греция) поездки
Фавор гора (Израиль) фото, описание, поездки
Феодосия поездки
Феропонтово (Россия) поездки
Фиолент мыс
Флоренция (Италия) описание
Форос
Франкфурт (Германия) поездки
Фрибург (Швейцария) поездки
Хеви (Грузия) поездки
Хеврон (Израиль) описание, поездки
Хельсинки (Финляндия) поездки
Херсон поездки
Херсонес поездки
Хотьково (Россия) поездки
Хуст поездки
Хутынь (Россия) поездки
Хынку (Молдова) поездки
Цетинье (Черногория) описание, поездки
Цюрих (Швейцария) поездки
Ченстохов (Польша) описание, поездки
Чернигов поездки
Черновцы поездки
Черногория поездки
Чигирин поездки
Шабо поездки
Шамордино (Россия) поездки
Шаргород поездки
Шартр (Франция) фото, описание, поездки
Эвбея остров (Греция) поездки
Эгина остров (Греция) поездки
Эйн-Карем (Израиль) поездки
Эссекс графство (Великобритания) поездки
Эфес (Турция)
Эшо (Франция) фото, описание, поездки
Юрьев-Польский (Россия) поездки
Яблочин (Польша) поездки
Ярославль (Россия) поездки
Яссы (Румыния) поездки
Яффо (Израиль) поездки

Описание раздела
Выбрав интересующий Вас город, Вы можете узнать, в маршрут какой поездки он входит, посмотреть фотографии и почитать описание

Cсылки

Статистика
просмотров текущего города
Всего:0041158
За месяц:0000188
За неделю:0000052
За день:0000004