Каппадокия (Турция)
Распространение христианства
Благодаря проповеди апостолов христианство удивительно быстро закрепилось в этих местах.
О распространении новой религии во 2-й половине II века на территории региона имеются упоминания у Тертуллиана. В сочинении «Против иудеев» он говорит: «Да в кого же, как не во Христа, уверовали все народы?… парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии, Армении, Фригии, Каппадокии, Понта и Асии, Памфилии, Египта и частей Африки». В 235 году во время гонений Максимина в Каппадокии два года скрывался Ориген. Таким образом, александрийская богословская школа через Оригена, а прежде — через Пантена влияла на Каппадокию наряду с Палестиной, вызывая и укрепляя и там научные стремления.
Карташев, характеризуя ситуацию со сложением христианской «интеллигенции» в этом регионе, пишет: «Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви — Каппадокийцев».
Период III—VIII веков
Каппадокийцы-просветители
Каппадокийские монахи активно участвовали в распространении христианства и крещении земель и народов, как на севере, так и на юге. К примеру, с данной территорией связаны имена равноапостольной Нино Каппадокийской (ум. 335), крестившей Грузию, и Григория Просветителя (ок. 252—326), армянина по происхождению, получившего богословское образование в Каппадокии, и крестившего Армению.
Из северных соседей следует упомянуть готов, которые также были крещены каппадокийцами. «В 264 г. восточные готы снарядили морскую экспедицию в Трапезунд. Достигнув побережья, они прошли с грабежом и разбоем Каппадокию, Галатию, Вифинию и благополучно вернулись назад со множеством пленных — христиан. Этот последний поход имел очень важные последствия для самих готов. В числе пленных был и каппадокийский христианин Евтих, имя которого сохранил епископ кесарийский Василий. Он приписывает Евтиху заслугу распространения среди готов первых семян христианства» (Epist. 104). Но гораздо более значимым оказался другой каппадокиец, Вульфила, который дал готам алфавит и перевел на староготский язык Библию.
Сторонники арианства
Активная умственная жизнь, которая происходила в монастырях Каппадокии, дала Византийской империи большое количество арианцев — решительных противников Никейской ортодоксии, которые с неуемной энергией участвовали в религиозной борьбе:
• Астерий Софист
• Евдоксий Антиохийский — один из лидеров самого радикального крыла арианства (аномеев)
• Евномий
• Авксентий Миланский
• Григорий и Георгий, занимавшие Александрийскую кафедру во время изгнания Афанасия Великого
• Филосторгий, автор Второй церковной истории (от 318 до 423 гг.), сохранившейся только в извлечениях у Фотия.
Великие каппадокийцы
Отцами церкви, увековечившими имя Каппадокии для христианского учения оказались три её уроженца: Василий Великий (епископ Кесарии Каппадокийской), Григорий Нисский (епископ Ниссы, младший брат Василия) и Григорий Богослов (епископ Сасимский), жившие в IV веке. Василий первый занял епископскую кафедру в Кападокии и, нуждаясь для борьбы с арианством в верных ему хорепископах, пригласил на епископские кафедры своего брата и близкого друга. Они пошли путём т. н. «каппадокийского синтеза», интерпретируя ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения.
• Великие каппадокийцы разработали учение о единосущной Троице, в которой Отец, Сын и Святой Дух признаны разночинными и единосущными, тождественными во всем, кроме своих ипостасей — свободных «личностей внутри Божественного единства», которое остается общепринятом в основных христианских конфессиях и ныне. Они внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога.
• Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.
• Стоит отметить третье значимое для культуры понятие, введенное Великими Каппадокийцами — праздник Рождества. Впервые он становится известным в Каппадокии при Василии Великом, которому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370-е гг., а друг его Григорий Богослов перенёс его в Константинополь (откуда он распространился уже в качестве столичного нововведения).
• «Василианский» общежитийный монастырский устав, введенный Василием — до сих пор общепринят в православии. (Подробнее см. ниже).
Церковная организация
Каппадокия являлась епархией во главе с митрополитом, позже получившим титул экзарха — это был митрополит Кесарии Каппадокийской. Архиепископ Кесарийский был предстоятелем диоцеза Понтийского, включавшего в себя 8, позднее 10 провинций (Галатию, Вифинию, Каппадокию, Понт и другие). Среди Кесарийских архиепископов известность получил Андрей (VI—VII века), написавший толкование на книгу Апокалипис, пользующиеся популярностью по настоящее время.
Из церковных событий следует отметить следующее:
• Явление иконы — Камулианская Нерукотворенная икона Божией Матери. Явилась в 392 году в Римской провинции Каппадокии н городе Камулианахе. В 547 году при императоре Юстине Младшем она была перенесена из Каппадокии в Константинополь, где был устроен во имя её храм.
В III веке Каппадокия становится одним из основных центров христианства. В IV веке здесь возникает то, что потом оказывало влияние на всю историю Анатолии, вплоть до Нового времени: монашество и аскетизм. Скалистый рельеф и навык сооружения пещерных домов привел к сооружению большого количества пещерных комплексов, куда удалялось огромное количество отшельников. Об активной духовной жизни региона свидетельствует огромный список канонизированных святых, либо родившихся в Каппадокии, либо прибывших туда для монашеской жизни. Основная масса из них относится к III—V и X—XI векам.
Список святых Каппадокии
В список включены святые, не только родившиеся на территории Каппадокии, но и подвизавшиеся или же принявшие кончину
• Сотник Лонгин Каппадокийский (I в.), мученик (римский солдат, рисутствовавший при Распятии)
• Григорий Чудотворец Неокесарийский (ок. 213—ок.270)
• Георгий Победоносец (ум.303)
• Варвара (ум.306) — почитается каппадокийцами как местная, хотя обычно её житие географически привязывают к г. Никомедия.
Великие каппадокийцы и их близкие
Василий Великий (ок. 330—379). Его канонизированные братья и сестры:
o Григорий Нисский
o Пётр Святитель, епископ Севастийский
o Макрина
o Праведная Феозва, диакониса
o Емилия, их мать
• Григорий Богослов (Назианзин) (329—390)
o Амфилохий Иконийский, его двоюродный брат
ПРОЧИЕ КАППАДОКИЙСКИЕ СВЯТЫЕ:
• Акакий Каппадокиянин (III в.), мученик
• Арсений Каппадокийский (ум. 1924) — святой XX в.
• Афанасий Афонский, основатель Великой Лавры
• Ахиллий, архиепископ Ларисский
• Варлаам Антиохиец, Кесарийский (Каппадокийский) (III в.), мученик
• Власий Севастийский (ум. 310/312)
• Герасим Иорданский (V в.), преподобный
• Гордий Каппадокийский (кон. III — IV в.) мученик, сотник
• Григорий Просветитель (ок. 252 — 326), католикос армянский.
o Аристакес I (325—333), католикос армянский, сын Григория Просветителя.
o Вртанес I (333—341), католикос армянский, сын Григория Просветителя.
 Григорис, епископ Албании Кавказской, сын св. Вртанеса
• Диодор, архиепископ Каппадокийский (?)
• Дорофея, мученица (правление Диоклетиана)
o и пострадавшие вместе с ней Христина, Каллиста и мученик Феофил
• Евдоким Каппадокийский (IX в.)
• Евлалий, еп., Кесарии Каппадокийской
• Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (ум. 362)
• Евстафий Севастийский
• Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики (правление Диоклетиана)
• Зинон Каппадокийский (V в.), преподобный
• Игнатий Глубокореченский (Каппадокийский) (X в.), преподобный, игумен
• Иоанн Зедазнийский, преподобный, и его 12 учеников:
o Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский — святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века.
• Иерон
• Иоанн Каппадокийский (VI в.)
• Иоанн Русский (XVIII в.)
• Иокунд (III в.)
• Иосиф Каппадокийский
• Капитолина Каппадокийская, мученица
• Картерий Кесарийский (ум. 304), пресвитер
• Лев, мних Каппадокийский, преподобный
• Леонтий, епископ Кесарийский (ум. 337)
• Лука Глубокореченский (Каппадокийский), игумен
• Макрина Младшая, преподобная, сестра Василия Великого и Григория Нисского
• Мамант Кесарийский (ум. 237)
o Отец его Феодот (Федот) и мать Руфина
• Меркурий Кесарийский (III в.)
• Михаил Малеин (X в.)
• Модест (ум. 634), епископ Иерусалимский
• Нино Каппадокийская (ум. 335), просветительница Грузии, по преданию грузинской церкви двоюродная сестра Георгия Победоносца
• Орест Тианский (Каппадокийский) (III в.), мученик
• Полиевкт Кесарийский (Каппадокийский), мученик
• Савва Освященный (439—539)
• Сорок Севастийских мучеников:
o Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
• Феогний Витилийский (V в.)
• Феодосий Великий (Киновиарх), основатель палестинского общежительного монашества
• Феодотия
• Феофил (ум. ок. 300/312), мученик
Монашеская жизнь
Главным фактором, характеризующим христианство в Каппадокии, являлось огромное количество пещерных монастырей и просто уединённых келий в горных массивах, где обитало колоссальное количество отшельников. Край оказался невероятно удобным для такого способа подвижничества.
Василий Великий принял участие и в формировании каппадокийского монашества. Посетив монастыри в Египте и Палестине, а также исследовав местные поселения, он способствовал созданию нового устава. Старый путь, когда требовались суровые испытания и полная изоляция от людей, показался ему неправильным.
Он установил новые правила монастырской жизни. Этот общежительный монашеский устав («Пространно изложенные правила для монахов»), принятый в православном иночестве до сегодняшнего дня, на Западе, с его разнообразием монастырских уставов, так называется по его имени: «василианские монастыри». Для предотвращения чрезмерного аскетизма монахам теперь предписывалось создать небольшие общины, и жить совместно, подчиняясь указаниям высших иерархов. Вместо полностью устранившихся от жизни монахов приоритет теперь был за теми, кто помогал бедным и больным, общался с паствой.
Василий считал, что новые правила помогут монахам избавиться от лености, нарушающей внутреннюю уравновешенность. Впервые данный устав был утвержден в основанном Василии монастыре Василия Великого неподалеку от Кайзери в его имении на реке Ирис. Благодаря этому пещерные монастыри Каппадокии отличаются от аналогичных поселений Афона и Метеор — именно интегрированностью в жизнь местного населения и активным участием в его жизни. После Василия Великого общежительные монастыри, ранее известные лишь по деятельности Пахомия Великого, получили своё распространение на Востоке.
В последующие годы ландшафт, непроходимый для войсковых объединений, и давняя привычка к созданию пещерных домов привели к тому, что в регион стали стекаться огромное количество христиан со всей Малой Азии, обживших туфовые склоны. Сообщают, что в конце первого тысячелетия в Гёреме жило до тридцати тысяч христиан. По некоторым данным, на площади всего в несколько сот квадратных километров, насчитывается 3 тыс. скальных церквей и келий.
Неудивительно, что подобное монашеское житие воспринималось как эталон — например, самыми выдающимися архимандритами Палестинского монашества стали каппадокийцы — Феодосий Великий (Киновиарх), основатель палестинского общежительного монашества, и Савва Освященный, автор Иерусалимского устава.[12]
Пещерные поселения Каппадокии
Период иконоборчества
Эпоха иконоборчества, ознаменовавшаяся значительными репрессиями, вызвала большой приток в Каппадокию эмигрантов из Константинополя и центральных областей Византии — сторонников иконопочитания, скрывавшихся от притеснений. Область стала одним из главных мест, где они могли успешно скрываться.
В частности, пещерные обители и скиты стали прибежищем большого количества греческих мастеров-иконописцев, которые, помимо всего прочего, расписывали стены свои скитов. «Таким образом, греческое искусство и иконопись VIII—IX столетий приходится искать вне Византии, в Малой Азии или же в Южной и Средней Италии». Эти отдалённые монастыри стали удобным прибежищем.
«Эпоха иконоборчества в Византии, как и последовавшее затем восстановление иконопочитания, ещё больше способствовала развитию монашества в Каппадокии. Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов, из них около 150 с фресковой росписью».
Дальнейший период
В постиконоборческий период начался второй подъем христианской культуры Каппадокии. В регионе было построено множество новых церквей, некоторые из которых украшены фресковыми циклами, сохранившимися до сего дня. XI столетие стал «золотым веком».
В последующие века, в связи с ослабением силы Византии и потерей данных территорий, которые переходят под руку мусульман, активная умственная жизнь каппадокийских святых отцов постепенно сходит на нет, тем не менее, не затухая окончательно.
Материалы взяты из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B8#%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B8
Вы имеете возможность просмотреть кроме всего: поездки
|
|
|
|
Города, в которые мы ездим:
Александров (Россия)
Алёховщина
Анталия (Турция)
Аргостоли (Греция)
Балаклава
Бодбе (Грузия)
Введенка
Вена (Австрия)
Верона (Италия)
Городище
Димитров (Россия)
Зугдиди (Грузия)
Иордания
Июсуфель (Турция)
Козельщина
Ликсури (Греция)
Миры Ликийские (Турция)
Некреси (Грузия)
Переславль-Залесский (Росия)
поездки
Рыльск (Россия)
Сумы
Фиолент мыс
Форос
Шуамта (Грузия)
Эссекс графство (Великобритания)
поездки
Эфес (Турция)
|
|
Выбрав интересующий Вас город, Вы можете узнать, в маршрут какой поездки он входит, посмотреть фотографии и почитать описание |
|
просмотров текущего города |
Всего: | 0018399 |
|
За месяц: | 0000074 |
За неделю: | 0000032 |
За день: | 0000005 |
|
|
|
|